Вот уже более десяти лет государство активно борется с так называемыми фирмами “однодневками”. С декабря 2011 г. в Российской Федерации введена уголовная ответственность за создание подобных компаний. Таком образом, борьба государства с ними перешла на новый уровень. В связи с этим, еще актуальнее стал вопрос о том, как компаниям проверять контрагентов.
Поэтому мы не удивились, когда от одного из наших клиентов пришел соответствующий запрос, которые и был успешно нами реализован.
Но прежде, чем рассказать, каким образом, напомним об уголовной ответственности за подобные деяния.

Итак, За образование, создание или реорганизация юридического лица через подставных лиц наказывается (ч. 1 ст. 173.1 УК РФ):
- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года;
- принудительными работами на срок до трех лет;
- лишением свободы на тот же срок.
За те же деяния, совершенные с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены (ч. 2 ст. 173.1 УК РФ):
- штраф в размере от 300 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
- обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
- лишение свободы на срок до пяти лет.
Уголовная ответственность установлена также для граждан, которые предоставили документ, удостоверяющий личность, или выдали доверенность для образования, создания или реорганизации юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом. Указанные граждане наказываются (ч. 1 ст. 173.2 УК РФ):
- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года;
- обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
- исправительными работами на срок до двух лет.
Ответственность вполне реальна и серьезная, которая заставит подобные компании увеличить меры маскировки.
Именно такой запрос мы и получили от клиента. Как ему при заключении договоров проявить должную осмотрительность, как еще в самом начале обезопасить себя от нерадивых контрагентов?
Что нами было включено в Регламент?
- Мы прописали критерии отнесения всех сделок на три группы: сделки с высокой, средней или низкой степенью риска.
- Для каждого вида сделок прописали и сформулировали действия должностных лиц. А именно: шаг за шагом составили алгоритм, по которому необходимо двигаться на этапе заключения договора, в зависимости от типа сделки.
- Составили список конкретных документов, которые необходимо запросить у контрагента, в зависимости от типа сделки.
- Прописали порядок действий должностных после проведения проверки, и установили порядок формирования архива контрагента и срок его хранения.
- Установили сроки проведения таких проверочных мероприятий каждого контрагента, в зависимости от того, является контрагент новым для компании или нет.
- Прописали порядок действий по проверке контрагента во время исполнения сделки.
- Установили меры поощрения и ответственность сотрудников, осуществляющих такую проверку, в особенности тех, кто таких неблагонадежных контрагентов выявил. Здесь прежде всего идет речь о мерах материального поощрения, так и мерах дисциплинарной ответственности.
В целом, по итогам работы, мы сделали следующие выводы:
- В настоящее время Закон не содержит единой формы такого регламента, поэтому он разрабатывается каждой организацией самостоятельно.
- При разработке системы проверки стоит ориентироваться на признаки потенциально ненадежных контрагентов, указанные в письме ФНС № ЕД-4-2/13005@, а также критерии оценки рисков, изложенные в концепции системы планирования, утв. приказом того же ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Всю работу, связанную с проверкой контрагента, можно разделить на следующие этапы::
- сбор необходимых документов и сведений о контрагенте (в зависимости от степени рискованности заключаемой с ним сделки);
- анализ и сопоставление собранных сведений;
- запрос или самостоятельное получение дополнительных данных о контрагенте (в случае выявления несоответствия в имеющихся сведениях);
- оценка возможных рисков: правовых, налоговых, хозяйственных и др.;
- принятие решения о возможности заключения договора с контрагентом.
Пакет документов, запрашиваемых для проверки, может быть разным, но как минимум в нем должны быть:
- копия документа, удостоверяющего личность представителя контрагента;
- копия документа, подтверждающего полномочия представителя;
- копия устава;
- копия ИНН;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- копии лицензий на ведение какой-либо деятельности, если предстоящее партнерство предполагает деятельность, подлежащую лицензированию, или сертификацию.
Таким образом, закон не обязывает организации разрабатывать регламент или каким-либо образом проводить проверку контрагентов перед заключением договоров. Однако наличие такого регламента крайне желательно, т. к. проявление должной осмотрительности при заключении сделок идет на благо организации.